Образовательный процесс в системе дополнительного образования учащихся в МБОУ г. Астрахани «СОШ № 57» строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции. Система дополнительного образования детей в МБОУ г. Астрахани «СОШ № 57» располагает социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей, обучающихся в области художественной, физкультурно- спортивной, социально-педагогической, технической, туристско-краеведческой, естественнонаучной деятельности.
Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования в нашей школе заключается в том, что оно, дополняя возможности и потенциалы общего образования, помогает:
• обеспечивать непрерывность образования;
• развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования;
• осуществлять воспитательные программы и программы социально- психологической адаптации ребёнка;
• развивать творческие способности личности и создавать условия для формирования опыта творческой самодеятельности ребёнка.
Включение дополнительного образования в систему деятельности школы позволяет более эффективно решать проблемы занятости детей в пространстве свободного времени, организовывать целесообразную деятельность ребёнка по саморазвитию и самосовершенствованию. Работа учащихся в системе дополнительного образования способствует углублению их знаний и развитию межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка, построению целостной картины мира в его мировоззрении, формированию навыков общения со сверстниками, со старшими и младшими учащимися школы, способствует формированию ответственности и развитию познавательной активности.
Организуя дополнительное образование на базе школы, мы стремимся создать целостную систему подхода предоставить возможность восприятия мира в полной мере. Школа находит в дополнительном образовании источник гуманистического обновления педагогических средств, а в практике – широкий, культурный фон и резерв обновления основного образования; неограниченные возможности для воспитания, развития творческой одаренности, самоопределения, самореализации и саморазвития ребенка. Дополнительное образование создает условия для самореализации не только детей, но и педагогов. Учитель получает возможность сделать выбор той или иной программы. Выход за узкие предметные рамки позволяет ему внести личностный мотив, удовлетворить свои творческие и познавательные потребности, расширить профессиональную сферу. Дополнительное образование способствует созданию активной жизненной среды, в которой развивается ребенок, формируется союз единомышленников - учителей, учащихся и их родителей. В дополнительном образовании возможно максимальное соответствие содержания и форм учебно-воспитательной деятельности интересам и потребностям учащихся, это дает им возможность для самоутверждения и самореализации. Также дополнительное образование помогает реализации внеурочной деятельности в школе, для чего организована оптимизационная модель внеурочной деятельности. Она заключается в оптимизации всех внутренних ресурсов школы и предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники (классные руководители, педагог-психолог, учителя по предметам, библиотекарь).
Ведущей целью дополнительного образования является создание условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей; обеспечение современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности.
Для достижения данной цели деятельность в системе дополнительного образования организована по следующим направлениям:
· совершенствование содержания и педагогических технологий организации деятельности школьников в системе дополнительного образования;
· воспитание нравственных, преданных Отечеству школьников путем предоставления, всем обучающимся возможностей для наиболее полного развития своих творческих способностей и интеллектуального потенциала.
Задачи, стоящие перед дополнительным образованием, для достижения данной цели:
· сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности содержания основного и дополнительного образования детей;
· совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей; поддержка учащихся с низкой мотивацией;
· помощь учащимся в выборе индивидуальной образовательной траектории и индивидуальной траектории развития творческого потенциала личности;
· использование интеграции, средств ИКТ и элементов дистанционного обучения для повышения эффективности, и качества работы системы дополнительного образования.
Помимо этого, перед объединениями дополнительного образования ставятся разные цели на разных уровнях основного общего образования.
Приоритетные цели дополнительного образования в начальной школе:
· овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для адаптации учащегося в школьном коллективе;
· содействие в создании собственного пространства для общения; обеспечение социальных и педагогических условий для равного старта; обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
Приоритетные цели дополнительного образования в средней школе:
· создание условий для интеллектуального и духовного развития личности, его творческой самореализации;
· развитие мотивации личности к познанию и творчеству; профилактика асоциального поведения.
Приоритетные цели дополнительного образования в старшей школе:
· создание условий для социального и профессионального самоопределения.
В настоящее время МБОУ г. Астрахани «СОШ №57» - культурно-просветительский, оздоровительный, спортивный комплекс в поселке Стрелецкое. С учётом возможностей педагогического коллектива, пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей), 57 школа организовала работу в системе дополнительного образования по шести направленностям:
1. Художественная направленность (3 творческих объединения);
2. Туристско-краеведческая направленность (3 творческих объединения)
3. Физкультурно – спортивная направленность (6творческих объединения)
4. Социально – педагогическая направленность (6 творческих объединений)
5. Естественно-научная направленность (7 творческих объединений)
6. Техническая направленность (3 творческих объединения)
В школе работает 28 творческих объединений дополнительного образования, которыми руководят 21 педагог (из них 3 педагога - основные работники и 18 педагогов - внутренние совместители (учителя школы). Все программы имеют сроки реализации: от 1-го до 6-ти лет обучения, реализуются в следующих формах: творческие объединения, секции, хоры, ансамбли, студии, творческие коллективы и др. Формы определяются психологогигиеническими требованиями, санитарными нормами и вместимостью помещения. Количественный состав групп – от 10 до 25 человек. Допускается деление на подгруппы, индивидуальное обучение в соответствии с особенностями образовательного процесса. Занятия проходят во второй половине дня в будние и в выходные дни. Их продолжительность: для школьников I уровня – от 30 минут до 1часа; для учащихся II, III уровня – от 45 минут до 2 часов.
1. Художественная направленность (вокальная студия «Унисон», «Рукодельница», Изо-студия «Перспектива»)
2. Туристско-краеведческая направленность («Мой родной край», «Память», «Хранитель времени» (направление «Казачество»)
3. Физкультурно-спортивная направленность ( «Футбол», «Шахматы», «Баскетбол», «Легкая атлетика», «Бокс», «Фейерверк»(чирлидинг)
4. Техническая направленность («Информатика в играх и задачах» (углубленный уровень), «Видеомастер», «Умелые ручки»)
5. Естественно-научная направленность («Юный лингвист», «Информатика в играх и задачах», НОУ «Сократ», «Веселый английский», НОУ «Сократ (направление «Юный химик»), НОУ «Сократ (направление «Юный биолог» аквапоника), НОУ «Сократ» (направление «Юный географ»)
6.Социально- педагогическая направленность («Волшебный мир дороги», «Юный пожарный», «Дружина юных пожарных», «Основы делового общения», «Основы делового общения» (КВН-театр, «Финансовая грамотность»)